Веб-хостинг: азы

Вэб-хостинг представляет собой сервис, предлагающий организациям и частным лицам хранение любой информации, в том числе картинок и видео на вэб-сервере. Эта информация становится доступной любому пользователю Интернета.

Как известно, всемирная паутина содержит просто таки огромнейшую коллекцию сайтов, расположенных на серверах по всему миру. Доступ к серверу должен быть круглосуточным, потому для этих целей не всегда подходит домашний компьютер. Большинство вэб-мастеров предпочитают пользоваться услугами хостинг-провайдеров — компаний предоставляющих свои сервера для сайтов клиентов. Провайдеры гарантируют бесперебойный, устойчивый и быстрый доступ к сайту клиента. Клиенту остается просто записать (или «залить») свой сайт на такой сервер. Серверы хостинг-провайдеров оснащены большим дисковым пространством для хранения огромного количества информации своих клиентов и располагаются в специально отведенных для этого местах — дата-центрах.

В простейшем случае хостинг предоставляется для обыкновенных вэб-страниц, не требующих дополнительных возможностей. Достаточно просто записать файл страницы на сайт либо с помощью протокола передачи файлов (FTP), либо через вэб-интерфейс. Такого рода услуги пригодны только для домашних страничек. Сложный сайт использует больше возможностей: поддержка баз данных и форумов, установка скриптов, систем управления контентом, использование защищенных протоколов, электронная почта. Поэтому провайдер должен все это обеспечить и дать возможность клиенту управлять всем этим с помощью тех или иных инструментов (например, cPanel).

Условно можно выделить такие виды вэб-хостинга:

  1. Бесплатный хостинг - ограниченный в сравнении с платным сервис. Как правило это хостинг предоставляемый в рекламных целях для пробы. Зачастую при использовании бесплатного хостинга, провайдер размещает на всех страницах клиента рекламные объявления.
  2. Обычный хостинг - Ваш вэб-сайт размещается на одном сервере со многими другими сайтами. И все они делят между собой ресурсы сервера: оперативную память, процессор, адрес IP.
  3. Реселлинг. Этот сервис позволяет клиентам самим становиться хостинг-провайдерами. Для этого им предоставляется место для хранения информации и инструментарий.
  4. Виртуальный выделенный сервер. При таком подходе сервер провайдера разделяется на несколько виртуальных серверов. Каждый клиент при этом работает как-бы с выделенным сервером, но на самом деле он разделяет сервер и его ресурсы со многими другими пользователями.
  5. Выделенный сервер. Пользователь получает в свое распоряжение отдельный сервер и безраздельно пользуется всеми его ресурсами. Клиент получает права администратора системы.
  6. Сервис «Колокейшн» очень похож на то, что описано в предыдущем пункте, но здесь сервер принадлежит клиенту, а хостинг-провайдер только размещает его в дата-центре и обеспечивает техническое обслуживание.
  7. Кластерный хостинг - сервис, использующий несколько (или много) серверов. Нагрузка по обработке запросов распределяется равномерно (или пропорционально загруженности) между серверами, входящими в кластер. Следовательно обеспечивается быстрая загрузка. Кроме того, выход из строя одного сервера не сказывается на работе сайта.
  8. Специальный хостинг - сервис для хранения определенного вида информации и доступа к ней:
    • - файловый хостинг: хранение только файлов (не вэб-страниц)
    • - хостинг изображений: хранение картинок, фотографий и др.
    • - видео-хостинг: хранение видео
    • - блог-хостинг: хостинг для блогов

Характеристики хостинга:

  • Панель управления — инструмент, с помощью которого вы получаете доступ к своему сайту в сети. Позволяет Вам установить, а затем обновлять и изменять Ваш сайт. Самой популярной наверное остается панель управления cPanel. Многие провайдеры разрабатывают свою собственную панель.
  • Объем дискового пространства. Кроме текстовой информации, вэб-мастер загружает на сервер провайдера огромное количество графики, звуковых файлов, видео, файлов для загрузки посетителем сайта. Хостинг-провайдер предоставляет, как правило, ограниченное дисковое пространство для каждого тарифного плана. Потому, если Вы намереваетесь развивать свой сайт, то следует поинтересоваться, есть ли у Вашего провайдера возможность перехода на тарифный план с большим количеством выделяемого места под сайт.
  • Пропускная способность канала связи. Это количество данных, передаваемых или принимаемых в единицу времени. Для вэб-хостинга эта характеристика очень важна, особенно если посетители Вашего сайта будут загружать много файлов на свои компьютеры.
  • Адрес электронной почты. Провайдер может предоставлять возможность использовать определенное количество почтовых ящиков. Если еще предоставляется возможность получать/отправлять почту через POP3/SMTP, то Вы сможете пользоваться различными программами для работы с почтой (Outlook, The Bat и пр.)
  • Поддержка скриптов. Часто создаются не просто статические страницы, а довольно сложные вэб-приложежния. Для этого испльзуются возможности Php, Perl и CGI. Конечно же лучше выбрать провайдера, сервера которого поддерживают последние версии названных инструментов, чтобы избежать проблем с работой вашего сайта.
  • Базы данных. Если Ваш сайт подразумевает хранение большого количества данных, к которым должен быть динамический доступ (например учетные записи пользователей, карты, новости, объявления, форумы, блоги и т.д.), то Вы должны искать хостинг с возможностью использования баз данных. Мощной и наиболее популярной БД является MYSQL, возможности которой наиболее подходят для хранения данных вэб-приложениями.

Обслуживание клиентов и поддержка.

  • Независимо от того, новичок Вы или профи, от провайдера ожидается качественная техническая поддержка:
  • Хороший раздел FAQ (ответов на часто задаваемые вопросы). Это замечательная возможность получить быстрый ответ на свой вопрос для тех, кто не может или не хочет напрямую общаться с персоналом. Особенно, если вопросы хорошо структурированы и есть возможность поиска. Просто замечательно, если провайдер предоставляет пошаговое руководство с картинками или видео по созданию и настройке аккаунта. Очень помогает, особенно начинающим.
  • Отзывчивый персонал отдела поддержки. Очень важно, чтобы Вы могли быстро получить консультации по нескольким каналам: электронная почта, телефон, ICQ.